Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

О подготовке учителей химии в Институте химии Саратовского госуниверситета

Г.И. Штремплер

 

О ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В ИНСТИТУТЕ ХИМИИ САРАТОВСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА

 

С 2011 года кафедра химии и методики обучения Института химии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского перешла на подготовку учителей химии по Рабочему учебному плану подготовки бакалавра по направлению 050100 – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ по профилю ХИМИЯ.

Учебным планом предусмотрено значительное увеличение числа учебных часов (по сравнению с ранее применявшимся учебным планом подготовки специалистов по сдвоенной специальности – учитель химии и биологии) на дисциплины профессионального цикла, в том числе по химии. Так, на «Общую и неорганическую химию» выделено 13 зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ); на «Органическую химию» – 12 ЗЕТ и т.д. Всего на химические дисциплины с учетом дисциплин по выбору запланировано более 100 ЗЕТ.

Значительно расширился перечень методических и общеобразовательных дисциплин, позволяющих подготовить будущего бакалавра на высоком уровне. Кроме «Методики обучения и воспитания химии» (16 ЗЕТ), бакалавры изучат «Основы культуры химического языка и терминологии», «Новые информационные средства обучения химии», «Содержание и построение курса химии средней школы», «Пропедевтические курсы в средней школе», «Экологическое воспитание на уроках химии», «Организация проектной деятельности учащихся в процессе обучения химии», «Элективные курсы химического профиля в современной школе» и др. всего более 60 ЗЕТ.

В учебном плане увеличено также число часов на психолого-педагогические дисциплины.

Студенты выполняют 3 курсовые работы по химии и методике обучения; предусмотрены две 2-х недельные учебные практики по организации работы химического кабинета и ознакомлению с работой учителя химии в условиях школы, две школьные полномасштабные педагогические практики (6 и 8 недель). В качестве итоговой государственной аттестации предусмотрена защита выпускной работы по методике обучения химии.

Таким образом, учебный план, высококвалифицированный профессорско-преподавательский корпус и материальная база кафедры и Института химии в целом позволяют подготовить компетентного учителя химии.  Однако стоит ли так безоговорочно приветствовать эту реформу системы высшего профессионального образования в области подготовки учителей-бакалавров по химии (как и по биологии и физике)?

В соответствии с указаниями Минобразования в «Новой школе», где часть предметов изучается на профильном уровне (углубленно), должны работать высококвалифицированные кадры, то есть преподавать в профильных классах учителя-бакалавры не могут (квалификация не та, нужно еще 2 года проучиться в магистратуре). Следовательно, учитель-бакалавр с одной специальностью (учитель химии), получить в школе учебную нагрузку хотя бы на ставку (18 часов) при нынешнем сокращении учебных часов на химию не сможет. Как быть бакалавру?

Можно, конечно, проучиться ещё 2 года и получить звание магистра (опять таки по одной специальности, например, по физике, химии или биологии), но заработать себе на жизнь в обычных школах магистр все равно не сможет, - учебных часов на ставку не набирается. Придется этому учителю кроме своего предмета «добирать» другие, чтобы заслужить хотя бы минимальную зарплату.  

Так, что через несколько лет учить детей естественным наукам в школах будет некому. Видимо в Министерстве полагают, что модернизацию производства в стране будут делать лирики (ничего против них не имею, но…) или специалисты, приглашенные из-за рубежа? Сомнительно.

Конечно, есть «выход» - отправить в школы отставных военных, строителей, инженеров, агрономов, попавших под сокращение. Что получится, гадать не надо. 

Категория: Мои статьи | Добавил: Штремплер (22.05.2012)
Просмотров: 1312 | Теги: Штремплер, Бакалавр, учитель химии | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: