Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

КАК НАПИСАТЬ И ЗАЩИТИТЬ КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО МЕТОДИКЕ ХИМИИ

Штремплер Г.И.

как написать и защитить Курсовую работу

по методике химии

1. Общие рекомендации

Курсовая работа в вузе – это самостоятельное исследование студента по одной из актуальных проблем изучаемой дисциплины, оформленное в виде текстового отчета. Курсовая работа является обязательной частью учебного плана и содержит обычно следующие разделы: содержание, введение, теоретическое обоснование темы, экспериментальную часть, полученные результаты и их обсуждение, выводы и предложения, заключение, список литературы и приложение.

Выбор темы курсовой работы определяются преподавателем или студентом исходя из специфики дисциплины и объективных возможностей ее реализации на кафедре. Работа студента над темой должна базироваться на деятельностном подходе и способствовать формированию и развитию соответствующих профессиональных и общенаучных компетенций. Каждому студенту в начале изучения курса выдается индивидуальная тема.

Для руководства деятельностью студентов  назначается руководитель, который составляет задание на курсовую работу, проводит консультации в предусмотренное кафедрой  время, оказывает студентам помощь в процессе работы над темой.

Сроки сдачи текстов курсовых работ и их защиты назначаются кафедрой. Защита курсовых работ осуществляется в виде докладов, желательно в сопровождении мультимедийной презентации.

К основным задачам курсовых работ относятся: овладение студентами навыками работы с источниками информации (обзор, критический анализ, постановка проблемы); навыками выдвижения научной гипотезы, планирования деятельности, конструирования, постановки эксперимента и наблюдения; навыками обсуждения и оформления результатов исследования; навыками публичной защиты полученных выводов и научной дискуссии.

В целом вся деятельность и студента, и преподавателя в ходе выполнения курсовой работы должна быть направлена на формирование и развитие общекультурных, профессиональных и специальных компетенций будущего выпускника вуза, предусмотренных требованиями к результатам освоения основной образовательной программы данной специальности и квалификации.

В курсовой работе не допускается плагиат – использование в своей работе исследований или разработок других авторов без всяких ссылок на них. В качестве плагиата рассматривается не только дословное заимствование текста, но и заимствование с некоторыми стилистическими изменениями, в том случае, когда логика текста явно соответствует первоисточнику.

Работа представляется на кафедру в печатном и электронном виде.

2. Рекомендации по структуре курсовой работы

Введение. Во введении необходимо обосновать выбор темы исследования и ее актуальность. Анализируя проблему исследования, автор должен кратко осветить ее нынешнее состояние и способы решения другими исследователями, определить собственные пути и методы решения проблемы, четко определить цели и задачи курсовой работы.

Теоретическая часть работы должна содержать более подробный анализ литературных данных, отражающий взгляды, представления и идеи, представленные в различных источниках информации предшествующими исследователями. В теоретической части курсовой работы глубже освещается сущность обсуждаемой проблемы. Выводы, сделанные автором курсовой работы на основе обзора  литературы, должны служить теоретическим обоснованием для выдвижения гипотезы и последующих практических разработок или проведения эксперимента. 

Экспериментальная часть является основной в курсовой работе. В зависимости от направления тематики курсовой работы описание данного раздела будет различным.

Так, курсовые работы по вопросам методики обучения химии могут содержать здесь разработки отдельных учебных химических экспериментов, мультимедийных презентаций, моделей, дидактических материалов и другой наглядности, обеспечивающей методическое и материальное сопровождение учебного процесса на уроках химии и занятиях элективных курсов химического профиля.  Кроме того, основная часть курсовой работы по методике обучения может включать разработки уроков, внеклассных мероприятий по предмету, дидактические игры, различные виды и формы занимательности. Студентам, проявившим интерес и склонность к педагогической деятельности, следует предлагать более сложные задания курсовых работ с тем, чтобы эти работы после дополнительной доработки и проведения в последующем педагогического эксперимента могли стать основой для выпускных (дипломных) работ. Такими заданиями, как правило, могут быть разработка методических рекомендаций по изучению отдельных разделов курса химии общеобразовательной химии, разработка элективных курсов химического профиля, разработка отдельных уроков с применением новых образовательных технологий.

   В курсовых работах, посвященным отдельным разделам химической науки, подробно описывается методика химического эксперимента, оборудование для его проведения, техника и точность измерения необходимых параметров. При необходимости следует приводить схемы установок, фотографии, с указанием всех деталей и частей. Особое внимание следует уделять условиям проведения эксперимента, в ходе которого можно задавать необходимые условия и контролировать их реальные значения. Следует обратить внимание, что полученные результаты должны быть надежными, воспроизводимыми и достоверными.

В разделе, отражающем результаты эксперимента, должны излагаются только фактически полученный материал. Его можно оформить в виде отдельных данных или обобщающих таблиц. Промежуточные вычисления здесь приводятся все или выборочно по указанию руководителя. В любом случае необходимо указывать погрешность измеренных и полученных величин. При необходимости построения графиков, следует соблюдать соответствующие правила их построения, с указанием величин, их размерности, возможности экстраполяции и т.д.

Обсуждение результатов – наиболее важная, с точки зрения  оценивания достижений студента, часть работы, которая показывает насколько освоены обучающимися соответствующие компетенции. Поэтому от студента требуется, во-первых, проведение осмысленного анализа и синтеза полученных результатов, умение выделить основное в исследовании или в педагогических разработках, определить их практическую и, возможно, научную значимость.

Во-вторых, студент должен сопоставить полученные результаты с литературными данными, изложенными в теоретической части.

В-третьих, по возможности, можно определить направления и перспективы дальнейших научных исследований или области ограничения (неприменения) разработанных педагогических рекомендаций. 

В выводах и заключении курсовой работы указывается что сделано и что установлено в результате деятельности студента по теме курсовой работы; указывается области предполагаемого применения достигнутых экспериментальных результатов или дидактических  разработок.

3. Защита курсовой работы и ее оценивание

Надлежащим образом оформленные курсовые работы допускаются к защите только с одобрения научного руководителя. Во время защиты курсовой работы студент должен продемонстрировать:

- умение работать с различными источниками информации;

- знание теоретического материала, умение владеть понятийным и терминологическим аппаратом;

- умение выделять проблему, определять методы её решения и формулировать гипотезу для ее решения;

- умения использовать методологию изучаемой дисциплины;

- познавательные способности, самостоятельность мышления, творческую активность;

- умение последовательно и наглядно (презентация) излагать и обсуждать вопросы тему, делать соответствующие выводы и заключение по итогам исследования;

- аккуратно и правильно оформлять курсовую работу в виде рукописи.

В основе оценивания курсовой работы студента учитываются следующие критерии:

- актуальность и обоснованность выбора темы исследования;

- новизна, оригинальность исследования или разработки;

- умения поиска и анализа источников информации по теме курсовой работы;

- полнота, стиль и научность описания обзора литературы, постановки эксперимента, предлагаемой дидактической разработки;

- теоретический уровень, достижение цели работы, достоверность полученных результатов, их научная и практическая значимость;

- личный вклад студента в курсовую работу;

- логика изложения и аргументированность ответов на вопросы;

- качество оформления работы.

4. Требования к оформлению курсовой работы

Текст курсовой работы следует оформлять, соблюдая следующие правила:

- формат страниц; размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм; шрифт – «Times New Roman», кегль (размер) – 14; выравнивание текста – по ширине, красная строка – 1,25 (1,27 мм), отступ слева и справа  – 0 см.; запрет висячих строк; междустрочный интервал – полуторный;  объем курсовой работы:  25 – 40 страниц;

- обязательна нумерация страниц, которая делается в верхнем правом углу листа. Общая нумерация страниц начинается с титульного листа, но номер страницы не титульном листе не указывается;

- заголовки структурных элементов документа и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. (Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются);

- библиографический список должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».  Настоящий стандарт устанавливает общие требования и правила составления библиографической ссылки: основные виды, структуру, состав, расположение в документах.

-при необходимости к основному тексту курсовой работы прилагаются приложения, которые имеют дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение 1", иметь тематический заголовок и номер. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри", оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме, например: (см. приложение 9);

- рукопись курсовой обязательно должна быть переплетена или сшита при помощи скоросшивателя.

5. Примеры библиографических ссылок

1. Книги

Иванов, Л. Полное название книги. /Л. Иванов. – Город (М., Саратов): Издательство (Дрофа), Год издания (2011). – число страниц (344 с.). ISBN.

2. Сборники, материалы конференций, съездов

Инновационные процессы в химическом образовании: материалы III Всерос. науч.-практ. конф., 12-15 октября 2009 г. [Текст]. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. - 283 c. ISBN 978-5-85716-798-4.

3. Статья из газеты и журнала

Петров, Л. В. Полное название статьи // Название газеты или журнала. – год издания. - № __. - С. страницы

4. Статья из сборника научных работ

Зайцев, О. С. Современный учебник современной химии / О. С. Зайцев // Инновационные процессы в химическом образовании: материалы III Всерос. науч.-практ. конф., 12-15 октября 2009 г. [Текст]. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. С. 183-186.

5. Электронные ресурсы

1. Левченков, С.И. Краткий очерк истории химии. Учебное пособие для студентов химфака РГУ. 2006. [Электронный ресурс]/ С.И. Левченков. - Режим доступа: http://www.vixri.ru/?p=730. Дата обращения: 12.05.2011.

2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru. Дата обращения: 01.06.2011.

Категория: Мои статьи | Добавил: Штремплер (10.03.2012)
Просмотров: 5290 | Теги: Штремплер, Методика химии, курсовая работа | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: