Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ХИМИИ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Штремплер Г.И.

Элективные курсы по химии в профильном обучении

 

Социально-экономические перемены в современной России ставят перед общеобразовательной школой новые задачи.  К ним, в первую очередь, относятся:

-         повышение степени дифференциации и индивидуализации обучения;

-         более полный учет склонностей и способностей учащихся;

-         создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Эти и другие проблемы среднего образования можно решать только за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, одной из форм которых является профилизация школы. При этом будут созданы условия для организации личностно-ориентированного учебного процесса и дифференциации содержания обучения старшеклассников с реальными возможностями построения индивидуальных образовательных программ. Планируется обеспечение углубленного изучения учащимися отдельных дисциплин программы полного общего образования в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями. Намечается обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к усвоению программ высшего профессионального образования, что соответствует образовательным и  жизненным запросам большинства старшеклассников и их родителей.

Переход к профильному обучению предполагает выделение в учебных планах наряду с профильными предметами и элективных курсов. Если профильные общеобразовательные предметы – это предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения, например, биология, химия, физика – профильные предметы в естественнонаучном профиле. То элективные курсы – обязательные для посещения занятия по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Учебные часы на элективные курсы выделяются за счет школьного компонента учебного плана. Одни из них могут расширять и углублять изучение основных профильных предметов. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и построения индивидуальных образовательных программ. Предполагается, что число элективных курсов, предлагаемых образовательным учреждением в составе профиля, должно быть больше по сравнению с количеством курсов, которые обязан выбрать ученик. Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов должно соответствовать процентному отношению 50:30:20.

Химия как профильный учебный предмет в общеобразовательной школе продолжит, наряду с другими дисциплинами, решение определенных задач, которые общество ставит перед образовательными учреждениями. Такими задачами, вытекающими также из роли химической науки в современной жизни, являются:

-         сознательное, прочное и глубокое усвоение основ химической науки, ее понятий, законов, учений и теорий; овладение специальными практическими умениями и навыками в области химии;

-         развитие познавательных и мыслительных способностей учащихся, умений самостоятельно овладевать знаниями, а также понимания роли химической науки в обществе;

-         формирование научного мировоззрения учащихся и естественнонаучной картины мира в их сознании, преодоление хемофобии и безразличного отношения к современным экологическим проблемам;

-         воспитание гражданской нравственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

-         ознакомление школьников с ролью химии в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, строительстве, транспорте, искусстве и других отраслях производства и деятельности человека; подготовка учащихся к сознательному выбору профессии.

Решению данных и других задач будут способствовать разработанные нами элективные курсы "Введение в фармацевтическую химию" и "Лабораторные методы исследований в клинике", рассчитанные на учащихся Х-ХI классов, которые, с одной стороны, овладели программным материалом химии и биологии, а, с другой стороны, проявляют определенный интерес к профессиям фармацевта, провизора и врача.

 Программами этих курсов предусмотрено:

-         расширение и углубление знаний учащихся о свойствах, применении и методах получения веществ и материалов;

-         развитие интересов и способностей учащихся в области химии, биологии и медицины; проведение профориентационной работы;

-         ознакомление школьников с методами фармацевтической и клинической химии, возможностями установления подлинности лекарственных препаратов, диагностики физиологических функций отдельных органов, систем и организма в целом.

-         подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям и поступлению в вузы.

Основное содержание этих курсов строится, во-первых, на учебном и исследовательском эксперименте, а, во-вторых, является многопрофильным по тематике, то есть включает сведения по биологии, медицине, физике, экологии, географии, истории и т.д.

На первых занятиях курсов  школьники более подробно знакомятся с химическим кабинетом, посудой и лабораторным оборудованием. Обязательно проводится развернутый инструктаж по технике безопасности работы  в химическом кабинете с соответствующей его регистрацией в журнале химического кабинета.

Следующие несколько занятий посвящаются отработке умений и навыков работы со штативом, нагревательными приборами, химической посудой (в том числе, и с мерной посудой), весами и реактивами.

Особо следует обратить внимание на то, чтобы ученики овладели навыками приготовления растворов.

Каждый ученик должен иметь рабочий журнал и, желательно, белый халат, что в значительной степени дисциплинирует учащихся и повышает их ответственность к учебе.

Занятия целесообразно начинать с краткого обзора и повторения материала, рассмотренного на предыдущих занятиях. Затем решаются основные задачи занятия, предусмотренные планом в соответствии с программой. Этот этап работы должен выполняться с максимальным использованием наглядности (эксперимента) и  самостоятельности учащихся. На каждое занятие назначаются ответственные помощники учителя.

Приоритетными условиями и факторами при выборе конкретного эксперимента определялись его доступность, наглядность и простота исполнения, а также связь со школьным материалом и практикой. Эти приоритеты обусловлены не только (и не столько) проблемами в обеспечении школ учебным оборудованием, но и дидактическими принципами организации учебного эксперимента.  Более того излишне громоздкий, требующий сложного оборудования и большого расхода реактивов, опыт чаще всего требует значительных затрат времени, как на его подготовку, так и на его проведение. Обучающий эффект от таких опытов минимален. Оснащение школьного кабинета химии позволяет провести все практические работы, предусмотренные программой курсов.

Некоторые опыты, для проведения которых не требуется много времени, можно успешно использовать и на обычных уроках химии и биологии.

Целью курса "Введение в фармацевтическую химию"  кроме того является обучение учащихся самостоятельно проделывать те или иные фармацевтические анализы определенных лекарственных препаратов, ознакомление с составом и свойствами целого ряда известных лекарственных средств (анальгин; аспирин; атропин; корвалол; витамин С с глюкозой; глюконат кальция; гидроперит; парацетамол; стрептоцид; димедрол; левомицитин; ляпис; глицерин; уротропин; глюкоза; новокаин; ихтиоловая мазь; препараты бора; фитолизин и др.).

Учащиеся смогут оценивать результаты анализов, сравнивая их с величинами, соответствующими требованиям Государственной фармакопеи Ознакомление учащихся с лекарственными средствами начинается с теоретического обзора химического строения и применения того или иного препарата при различных заболеваниях. Подробно анализируется инструкция по применению определяемого лекарства (можно использовать справочники по лекарственным средствам, но лучше всего применять листы-вкладыши, прилагаемые к упаковке препарата). Особое внимание следует уделять составу, фармакологическим свойствам препаратов, общей культуре обращения с лекарственными средствами и их применения. Изложенный материал учащиеся записывают кратко в своих рабочих журналах. При этом учащиеся должны также усвоить, что здоровый образ жизни позволяет надолго сохранить активность и поможет избежать многих болезней и проблем без лекарств. Вслед за теорией проводится практическая работа, в течение которой каждый ученик самостоятельно проделывает экспериментальную часть темы.

Для исследования ученик получает анализируемый препарат в виде таблетки, капель или иной лекарственной формы. По итогам выполненной работы ученик выписывает в журнал результаты анализа по специальной форме с указанием нормы. Сравнивая полученные результаты с содержанием  определяемого показателя в норме, высказывается утверждение о соответствии или несоответствии данной пробы требованиям, предъявляемым к данному лекарству.

В курсе "Лабораторные методы исследований в клинике" учащиеся впервые знакомятся с обменом отдельных соединений в организме человека и проводят клинические и биохимические пробы на содержание определенных веществ, получают представление о составе и свойствах некоторых биологических объектов. Учащиеся смогут оценивать результаты анализов, сравнивая их с величинами, принятыми за норму. При отклонении показателей от нормы учащиеся будут иметь представление о клиническом значении анализов при определенной патологии. В результате раскрывается роль химических соединений и явлений в живой природе, значение химической науки в проведении лабораторных клинических анализов и в медицине в целом. Школьники определяют ряд физических и биохимических показателей не в "моче", "крови", "желудочном соке" и т.д., а в специально подобранных по составу и концентрации имитирующих растворах (белок, сахар, кетоновые тела, билирубин, желчные кислоты, кровяные пигменты в моче; общая кислотность желудочного сока; микроскопия препаратов крови, гемоглобина, скорости оседания эритроцитов и др.).

Все исследования проводятся после краткого повторения вопросов анатомии и физиологии отдельных органов, систем или организма в целом. Важнейшая задача курса – показать учащимся, что при любых патологиях в работе организма появляются отклонения в соответствующих биохимических показателях.

Программы курсов рассчитаны на 34 часа. Кроме аудиторных занятий в них прописаны также экскурсии в аптеки, контрольно-аналитические и клинико-диагностические лаборатории органов здравоохранения.

В течение всего учебного года учащиеся, посещающие элективные курсы учатся работать с дополнительной литературой. В конце года каждый ученик защищает курсовую работу по индивидуальной теме, результат которой учитывается при выставлении итоговой оценки за курс.

Индивидуальные темы курсовых работ закрепляются за учащимся на начальном этапе обучения. В программах приводится примерный перечень курсовых работ. В зависимости от желания учащихся и условий школы темы этих работ можно расширить.

Каждый ученик выпускает в течение года стенгазету или бюллетень о здоровом образе жизни, о достижениях медицины, о связи химии с медициной или по теме курсовой работы. Оформление стенных газет и их содержание осуществляется в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к стенной печати. Организуется смотр-выставка курсовых работ и стенных газет. Учащиеся, добившиеся лучших успехов, поощряются.

Наряду с образовательными, курсы предполагают решение воспитательных задач и развитие личности учащихся, формирование у них гуманистических чувств и отношений в общении с окружающими людьми и во взглядах на природу в целом. 

Итоги работы курса за полугодие и за год нужно обязательно подводить в виде тематического вечера, творческого отчета, выставки, конференции и т.д. с приглашением других учащихся, учителей и родителей.

Теоретической базой курсов служат химия и биология. Расширяя и углубляя знания, умения и навыки, полученные на уроках химии и биологии, учащиеся овладевают основами фармацевтической и клинической химии и медицинских знаний.

Ведущими идеями курсов являются:

-         человек и окружающая среда взаимосвязаны и находятся во взаимной зависимости;

-         здоровый образ жизни – неотъемлемый элемент общечеловеческой культуры;

-         фармацевтические лабораторные исследования являются важнейшим звеном для контроля при изготовлении и применении лекарственных средств;

-         клинические лабораторные исследования являются важнейшим звеном для успешного лечения больного;

-         без прочных знаний химии и биологии нельзя стать настоящим фармацевтом, провизором или врачом;

-         профессия медика является одной из самых гуманных и сложных.

Разработаны основные требования к результатам обучения, часть из которых является общими для обоих элективных курсов: 

1.   Знать и выполнять правила техники безопасности работы в химической лаборатории с учетом специфики работы с лекарственными препаратами или с "биологическим" материалом, который может быть "заражен" или "инфицирован" болезнетворными микроорганизмами, гельминтами и т.д.

2.   Уметь работать с реактивами, обычной и специальной химической лабораторной посудой, нагревательными приборами и простейшим оборудованием. Овладеть приемами взвешивания веществ, измерения плотности и объема жидкости, приготовления растворов различной концентрации. Усвоить общие приемы разделения и очистки веществ, а также их идентификации.

3.   Уметь выпускать стенгазету и написать курсовую работу (реферат) с использованием дополнительной литературы и результатов своих экспериментов.

4.   Видеть значимость тщательного и точного исполнения фармацевтических и клинических лабораторных  методов исследования для определения качества и подлинности лекарственных средств, а также для правильной и своевременной диагностики заболевания. Понимать, что без глубоких химических и биохимических познаний нельзя стать фармацевтом, провизором или врачом высокой квалификации.

Программой элективного курса "Введение в фармацевтическую химию" установлено, что учащиеся в результате обучения будут кроме того:

1.   Иметь понятие о фармации и истории ее развития; о профессии провизора, фармацевта, химика-аналитика; о работе аптек и контрольно-аналитических лабораторий аптечных управлений; о Государственной фармакопее Российской Федерации.

2.   Знать основы фармакологического значения, классификации лекарственных средств, правила их хранения и применения. Знать правила хранения и применения лекарственных средств в домашних условиях. Понимать, что здоровый образ жизни поможет сохранить здоровье и избавит от преждевременной необходимости приема лекарственных веществ.

3.   Иметь понятия об анализе лекарственных средств. Уметь определять подлинность некоторых лекарственных средств. Уметь сопоставлять и интерпретировать полученные результаты опытов.

Элективный курс "Лабораторные методы исследования в клинике" предполагает свои специфические результаты обучения:

1.   Знать анатомию и физиологию человека, отдельных систем организма и органов. Владеть понятиями обмена веществ и здорового образа жизни и их зависимости от питания, наличия вредных привычек и загрязнения окружающей среды.

2.   Иметь понятия о составе и свойствах мочи, желудочного сока, крови здорового организма в норме и при  некоторых заболеваниях. Уметь определять ряд физико-химических показателей мочи, желудочного сока и крови на примере соответствующих имитирующих растворов. Уметь сопоставлять и интерпретировать полученные результаты.

 Включение элективных курсов "Введение в фармацевтическую химию" и "Лабораторные методы исследований в клинике" в учебные планы школ, лицеев и гимназий позволит осуществить более глубокое ознакомление учащихся с прикладными направлениями химии и тем самым поможет им  более осознанно выбрать будущую профессию. 

Категория: Мои статьи | Добавил: Штремплер (30.11.2011)
Просмотров: 4683 | Теги: Элективные курсы | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: