Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ

Г.И. Штремплер

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ

 

г. Саратов, ФБГОУ ВПО «Саратовский государственный университет

им. Н.Г. Чернышевского»

Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность. С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии особое значение имеет деление её на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную деятельность, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств (БСЭ).

Даже исходя из этого краткого и неполного определения понятия, видно, что только в результате осознанной, индивидуальной и только продуктивной деятельности каждого конкретного человека возможно «целесообразное изменение и преобразование» не только окружающего мира, но самого человека, самого себя.

Под понятием деятельностного подхода в сфере профессионального образования мы понимаем такую его организацию, когда на практике реализуются принципы осознанности обучаемых, индивидуализации их учебной работы и творчества в формировании соответствующих профессиональных компетенций, в данном случае – компетенций учителя химии.

Понятие профессиональной компетентности учителя химии можно определить как: «владение учителем химии необходимым арсеналом знаний, умений и навыков (компетенций), позволяющих осуществлять все виды педагогической деятельности, обусловленные как общими образовательными, развивающими и воспитывающими задачами общеобразовательной школы, так и спецификой учебного предмета – химии на высоком научном и методическом уровне».

Перечень компетенций учителя (квалификации «Бакалавр») общеоб-разовательной школы, определенный Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», является далеко неполным и не отражает весь комплекс профессиограммы учителя. Тем не менее, педагогическому вузу необходимо, прежде всего, учитывать требования данного стандарта, дополняя перечень формируемых компетенций, знаний и умений студента в рабочих программах каждой конкретной дисциплины с учетом ее специфики.

В данной статье обсуждены лишь некоторые виды и формы организации учебного процесса при изучении методики обучения химии и других методических дисциплин, позволяющие более активно формиро-вать профессиональные компетенции учителя.

В первую очередь,  на наш взгляд, следует в корне изменить практику чтения лекций. Традиционные лекции, читаемые целому курсу и представляющие, по сути, сжатое изложение общедоступной сегодня информации, необходимо заменить занятиями нового типа, которые должны быть не столько информативными, сколько направляющими на выработку и усвоение определенных знаний, умений и навыков студентов.

Для этого мы постоянно используем демонстрацию химических явлений и процессов, технические и информационные средства обучения. Текст лекции (ее информативную часть) даем студентам в электронном виде. Каждый студент на лекционном занятии имеет готовую распечатку текста, в котором мы ставим вопросы для  обсуждения темы; включаем так называемые «вкрапления» - выступления, сообщения студентов по отдельным вопросам плана; оставляем свободные места для письменных дополнений в ходе обсуждения темы или вопроса. Каждый студент имеет возможность заранее ознакомиться с текстом завтрашней лекции и подготовиться к ее обсуждению. Преимущества таких «лекций» очевидны.

Для более оптимальной и индивидуализированной организации деятельности студентов при выполнении лабораторных и практических работ нами внедрены Рабочие тетради студента. В этих тетрадях кратко изложены цели и задачи изучаемой дисциплины, четко определен перечень знаний и умений (компетенций), которыми должен овладеть студент, приведены тематическое содержание дисциплины, контрольные вопросы к сдаче зачета или экзамена, список литературы. Каждый студент, кроме общих вопросов для работы и усвоения материала, записывает в тетради тему своего индивидуального задания, дифференцируемого, как правило, на отдельные модули, которые оцениваются преподавателем по пятибалльной шкале, что также фиксируется в Рабочей тетради.

Особенно эффективным в формировании профессиональных компетенциях учителя является моделирование определенных видов деятельности в студенческой группе. Уже на первых занятиях студенты моделируют процессы демонстрирования химического эксперимента, приемы объяснения новой темы, объяснения решения расчетной химической задачи, проведения контроля усвоенных знаний учащихся. Далее студенты проводят в группах все бóльшие фрагменты, а затем и целые уроки по индивидуальным темам, используя при этом учебный химический эксперимент, компьютерные и другие образовательные технологии.

Для написания курсовых работ студенты самостоятельно разрабатывают методические рекомендации, включая не только учебную деятельность, но и организацию внеклассной работы по теме конкретного учебника химии.

Студентами разрабатываются и испытываются в процессе педагогической практики мультимедийные презентации к урокам; видео фрагменты длительных по времени проведения  и небезопасных опытов; компьютерные обучающие программы; мультимедийные тематические дидактические игры, викторины; внеклассные мероприятия с применением современных средств обучения. Некоторые разработки представлены на данном сайте в разделе «каталог файлов».

Как правило, подобные инновационные разработки студентов находят живой отклик учащихся; студенты, в результате, видят непосредственно эти положительные эмоции школьников и, в свою очередь, получают мощный стимул развития собственной внутренней мотивации работать с детьми после окончания вуза.  

Категория: Мои статьи | Добавил: Штремплер (23.01.2012)
Просмотров: 3886 | Комментарии: 1 | Теги: Деятельностный подход в подготовке , Компетенции учителя химии | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: